Поделиться:

По программе КГИОП будет разработан проект реставрации церкви Великомученика Пантелеимона

photo

Комитет государственного контроля, использования и охраны памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (КГИОП) информирует о планируемой реставрации церкви Великомученика Пантелеимона, расположенной на улице Пестеля. Проект реставрационных работ будет разработан до конца 2026 года в рамках программы КГИОП.

Церковь, построенная в 1735-1739 годах по проекту архитектора Ивана Коробова, представляет собой выдающийся образец аннинского барокко. Её архитектурное убранство гармонично сочетает черты западноевропейского искусства и национальные особенности русской архитектуры. Несмотря на относительно небольшие размеры здания и сдержанность декоративной отделки, архитектура храма отличается стройностью и чёткостью объёмно-пространственного решения, подчёркнутой двухцветной окраской фасадов. Сочетание масштабности и скромности декора создаёт впечатление гармоничного целого.

В 1834-1835 годах церковь подверглась частичной перестройке под руководством архитектора Викентия Беретти. В ходе этих работ были установлены деревянные своды, опирающиеся на восемь каменных колонн композитного ордера, облицованных искусственным мрамором. Проведена масштабная отделка стен и сводов с росписью, создан новый иконостас в классическом стиле, а также переделан интерьер трапезной: плоский потолок заменён на ложные деревянные оштукатуренные подвесные своды. К северной и южной стенам были пристроены помещения для ризницы и придела Святой Екатерины.

В начале 1850-х годов на фасадах церкви были установлены три гипсовых барельефа, созданных скульптором Александром Логановским. Два барельефа, расположенные по сторонам апсиды, изображают сцены из жития Святой Екатерины («Моление Святой Екатерины» и «Святая Екатерина и царица Августа»). Третий барельеф, находящийся на южном фасаде, посвящён Святому Пантелеимону («Исцеление Святым Пантелеимоном слепого»). Эти скульптурные работы выполнены в стиле классицизма.

В настоящее время состояние барельефов вызывает серьезные опасения. На поверхности барельефов видны многочисленные следы ремонтных работ, накопления сажи, трещины в краске, а также значительные утраты гипсового слоя с загрязнением и разрушением. Многослойная окраска привела к искажению пластики скульптур.

Специалисты КГИОП сообщают, что реставрационные работы включат удаление поздних красочных и обмазочных покрытий, укрепление повреждённых участков и консервацию авторской пластики декора. Основное внимание скульпторов будет сосредоточено на сохранении оригинальной формы и фактуры барельефов.

Кроме того, отмечается сильное загрязнение фасадов храма в целом, наличие трещин в штукатурке, облупившаяся краска и утрата части декоративных элементов. В цокольной части наблюдается отслоение отделочного слоя, трещины и высолы.

Планируется, что обследование, проектирование и согласование проекта будут проведены в 2025-2026 годах. Проектная документация будет включать в себя реставрацию и ремонт фасадов, звонницы, крыши, куполов и фундаментов церкви.

0

0

0

0

0

Комментарии

Актуальное