Поделиться:

Статус регионального памятника получил Доходный дом купца Алексея Чадаева

photo

Фото: gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/news/258736/

В данном здании в 1907 году один из основоположников российского кинематографа Александр Осипович Дранков вместе со своим братом Львом открыли первую в России фабрику по выделке кинематографических лент.

Сегодня распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Дом А.Г. Чадаева» по адресу Невский проспект, дом 53, литер А - включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Данное здание является образцом многоквартирного дома в стилистических приёмах периода эклектики с элементами барокко, неоренессанса и неогрека, которое сохранило свои исторические объемно-пространственное, объемно-планировочное и архитектурно-художественное решения, историческую конструктивную систему.

При этом в начале XIX века владельцем данного участка являлся сын купца 3-й гильдии Иван Фёдорович Зверков, который возвел на нём трёхэтажный лицевой дом. А в 1844 году владельцем участка и дома был капитан Ольхин, после него его вдова – Елизавета Алексеевна Ольхина.

В 1880-х годах новым владельцем участка стал Алексей Григорьевич Чадаев. Его прадед – Артемий Герасимович Чадаев – в 1790 году основал фирму, занимавшуюся торговлей товарами, привозимыми из «заокеанских» и тропических стран: чаем, кофе, пряностями, рисом, сахаром и т.д., и имел хлебные и фруктовые лавки в столице.

С 1863 года А. Г. Чадаев являлся купцом 2-й гильдии. В начале XX века он имел шесть торговых заведений: фруктовый магазин, мелочную лавку, лабаз, чайное заведение и два ренсковых погреба (в Российской империи – магазины, торгующие алкогольными напитками навынос. Первоначально предназначались для торговли зарубежными винами (само слово «ренсковый» происходит от «рейнских» вин), однако со временем была разрешена продажа различных алкогольных напитков, в том числе пива, портера и мёда).

А в начале 1880-х голов А. Г. Чадаев представил в Санкт‑Петербургскую Городскую Управу проект техника Михаила Андреевича Андреева, который предложил перестройку лицевого дома. В проекте говорилось о том, что дом был надстроен четвёртым этажом, а четырёхэтажные дворовые флигели надстроены пятым этажом. При этом лицевой фасад был переоформлен в характере «стиля Людовика XVI».

В 1909-1917 годах в доме А.Г. Чадаева располагался Театр-комик «Пате», а в 1916 и 1917 годах и кинематограф (кинотеатр) «Маяк». Уже тогда на фасаде дома видны рекламные вывески частной лечебницы «Ингалятория», заведения «Центральные меблированные комнаты «Бельэтаж», «Театр-комик» «Пате», нотариальной конторы «Н.Г. Гугель». В полуподвальном этаже находились колбасная лавка, москательная торговля («москательные товары» – устаревшее название предметов бытовой химии: красок, клея, технических масел и др.) Ф.Д. Петровой.

В 1925-1927 годах здесь находилось издательство журнала «Былое», публиковавшего исследования по истории революционного движения в России под редакцией Павла Елисеевича Щеголева.

А в 1950-х годах в доме начала работу редакция журнала «Строительство и архитектура Ленинграда», главного архитектурно-строительного журнала города, на страницах которого печатались статьи архитекторов, инженеров, историков.

Далее в 1982 году журнал был преобразован в «Ленинградскую панораму» (потом «Санкт‑Петербургская панорама»), освещавшую разные аспекты городской жизни.

На данный момент времени здание используется по своему первоначальному назначению как многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями в уровне цокольного и первого этажей.

0

0

0

0

0

Комментарии

Актуальное